Вы здесь: HomeГлавнаяИсторияПриходИстория храмаО чём звонила церковь?

История

Анцышкин В.А.

"О чём звонила церковь?"

(быль)

hram1Это произошло в довоенной Жиздре, центре са­мого южного района Калужской области. Город тогда жил тихой спокойной мирной жизнью. Телевизоров ещё не было. Свой досуг горожане проводили, рабо­тая на огородах, занимаясь всякими домашними де­лами, а по вечерам слушали радио (радиоузел работал исправно) или сидели на своих крылечках, лавочках возле палисадников и прислушивались к звукам духо­вого оркестра, доносившимся из городского сада. Развлечений было немного: ходили в кинотеатр, молодёжь – на танцы, кото­рые устраивались летом в городском саду, а зимой – в молодёжном клубе. Но это только по вечерам, только тогда, когда работала местная электростанция. После 12 часов ночи Жиздра погружалась в темноту и спокойно засыпала.

Собираться в церкви или где-либо ещё на молитву практически не было возможности. Ни одна из церквей не действовала. Главная из них – Собор Александра Невского, находившийся в самом центре города, был переоборудован в кинотеатр. Казанская церковь, стоявшая на месте нынешнего мемориала «Вечный огонь», сгорела во время большого пожара в 1932 году. А церковь Покрова Пресвятой Богородицы, находившаяся на том же месте, где и нынешняя, использовалась под склад зерна. Кресты и колокола с церквей давно были сняты.

Свободного времени у горожан было гораздо больше, они чаще общались, делились личными новостями. Жизнь каждого была более «прозрачной». Новости о значимых событиях быстро разлетались в разные уголки города.

И вдруг, как мне припоминается, осенью 1940 года по городу пронёсся слух: Покровская церковь по вечерам звонит. Горожане к этому времени начали собираться около церкви, чтобы самим убедиться в правдивости этого загадочного явления. Особенно это было интересно нам, мальчишкам того времени, всегда любопытным ко всему необычному.

На самом деле это не было настоящим колокольным звоном. Впечатление такое будто кто-то, находившийся в церкви, ударял одним металлическим предметом о другой через равные промежутки времени. Звуки ударов то ослабевали, то усиливались, а в какие-то вечера и вообще их не было слышно. Между тем людей стало собираться всё больше. В тёмное время было даже немного страшновато от таинственности происходящего. Люди начинали креститься. Заговорили о чуде.

Всполошились власти города и в первую очередь партийное руководство. Вначале предположили, что это проделки ночного сторожа склада зерна, но при проверке его не оказалось не только в церкви, но и вообще в городе. Как потом выяснилось, на эту работу был нанят крестьянин из соседней деревни, а когда он услышал звон, испугался «нечистой силы», закрыл склад на замок и сбежал к себе домой в деревню. Тогда власти стали думать, что кто-то из «врагов народа» занялся вредительством: спрятался в церкви и звоном хочет взбаламутить народ. В то время многие находились под подозрением. Днём в светлое время милиция обыскала всю церковь, проверила крепость решёток на окнах, наличие подземных ходов, запасных выходов, лазеек. По вечерам у церкви начал дежурить постовой. Однако звон продолжался, хотя в церковь никто не проникал.

Тогда вечером наряд милиции вооружённый, помимо прочего, керосиновым фонарём с большим опасением вошёл в церковь и начал искать там виновника. То ли освещения было недостаточно, то ли сами милиционеры пугались любой тени, провозились они там довольно долго, а в полночь звон прекратился, и милиционеры вернулись ни с чем, никого не найдя.

А около Покровской церкви уже начали собираться большие толпы людей. Многие молились, крестились, некоторые опускались на колени. В городе начали всерьёз говорить о чуде. В условиях советской власти назревал серьёзный политический скандал. Начальство города сильно забеспокоилось. В то время у нас в стране НКВД умело довольно быстро находить виновных, даже там, где их на самом деле и не было.

Тогда в один из вечеров, когда звон был хорошо слышан, сам секретарь райкома партии вместе с начальником милиции и другими «сопровождающими их лицами» вошли в церковь. Прислушавшись, определили, что звон идёт со стороны колокольни. Поднялись на неё, но там никого не было, а звон раздавался где-то рядом. Присмотревшись, они обнаружили, что две скобы, на которых раньше висел колокол, раскачивались и, поскольку расстояние между ними было небольшое, ударялись друг о друга, издавая тот самый звон, который наделал так много шума в городе. Скобы отодвинули подальше друг от друга, и звон прекратился.

Звон прекратился, вроде бы инцидент исчерпан. Но осталось загадкой: кто раскачивал эти скобы, когда в церкви не было ни души? Многие, которые глубоко не задумывались над загадочностью этого явления, а также официальные лица утверждали, что во всём виновата городская электростанция, расположенная примерно в 100 – 120 метрах от церкви, поскольку звон был слышен только во время её работы. Предполагали, что частота вращения большого маховика и других неуравновешенных частей двигателя электростанции создавала микроскопические колебания почвы, а они совпали с собственной частотой свободно висящих скоб на колокольне, каждая из которых, по сути своей, представляла обычный физический маятник. Произошло как бы явление резонанса, что и послужило причиной раскачивания скоб. Но оставалось неясным, почему тогда не было звона раньше? Ведь электростанция работала уже много лет. Пытались доказывать, будто бы, звон начался, когда был запущен в работу второй двигатель и причина – в совместной работе двух двигателей. Но и в этом случае никто не мог объяснить, почему скобы от одних и тех же колебаний раскачивались навстречу друг другу (одна влево, другая вправо), а не параллельно, подобно стропам качелей? Чёткого объяснения этому явлению так и не было найдено.

Для руководства города это событие было довольно-таки неприятно; оно постаралось по возможности умолчать о нём. Никаких сообщений ни в местной газете, ни по районному радио не было. Никаких актов, протоколов или каких-либо документов не составлялось. Не нашлось энтузиастов и среди «простых смертных». Да и трудно было кому-либо взяться за решение этой нелёгкой задачи. В довоенное время в Жиздре не проживало ни одного высокообразованного физика, ни высококвалифицированного инженера. Даже просто людей с высшим образованием были редкие единицы. Поэтому никто не замерил ни собственную частоту раскачивающихся скоб на колокольне, ни скорость вращения маховика двигателя на электростанции, ни частоту соударения скоб. А начальство города постаралось, чтобы об этом инциденте как можно быстрее забыли. Но люди помнили и по городу ходили слухи о совершившемся чуде в Покровской церкви. Кто-то говорил, что это плохая примета: набатный звон на Руси всегда оповещал о надвигающейся беде; другие утверждали, что церковь обычно звонит перед богослужением, призывая людей к молитве, значит, это добрый Глас свыше: близится возврат к вере.

Сейчас интересно сопоставить такие предположения с теми событиями, которые произошли потом. Через несколько месяцев, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, самая крупная и самая кровопролитная из всех войн, когда-либо встречавшихся на земле. В эту войну были втянуты более десяти государств; количество вооружённых и стреляющих людей измерялось миллионами. Жиздру вскоре оккупировали враги. Оставшиеся в городе коммунисты были расстреляны. Девушек небольшими партиями начали отправлять в Германию. Позднее зимой 1942/43 года немцы расстреляли всех евреев, включая детей, женщин, стариков.

Но ещё ранее, как только немецкие войска, заняв Жиздру, вывезли все запасы зерна из Покровской церкви, верующие начали собираться в ней и молиться перед чудом уцелевшим иконостасом. Внутренние помещения очистили от мусора, прибрали. Позднее узнали, что в соседнем селении Зикееве проживает священник, Отец Гавриил (Гавриил Егорович Фатеев), который в советское время скрывался от репрессий по глухим деревням Жиздринского района. По просьбе жителей он переехал в Жиздру, и именно в Покровской церкви начались регулярные богослужения.

Находясь в условиях полной незащищённости, под гнётом беспредела немецкой военщины, спасаясь от бомбёжек и артобстрела наших же Советских войск, когда жизнь человека зависела от глупой случайности, многие надеялись только на Бога. Приходя в церковь, они получали от Отца Гавриила и совет, и мудрое ласковое слово, и благословение, обретая надежду на спасение. Он в своих молитвах провозглашал «избавление земли русской от иноземного нашествия». Церковь была очень популярна и действовала до самого своего разрушения.

При отступлении фашисты выгнали из города всех жителей, а большинство из них, не сумевших укрыться в лесах, или партизанских районах, угнали в Германию. Больных, стариков, всех, кто не мог передвигаться, просто уничтожали. Позднее никаких следов от оставшихся в городе жителей так и не было найдено. Город же превратили в сплошные руины. Покровская церковь была взорвана. От неё остались только груды разбитых кирпичей и головешки.

В начале статьи показан отреставрированный рисунок из проекта этой церкви (www.zhizdra.ru/stat/phr.htm). Такой она была построена. К сожалению, в 1940 году ни крестов, ни маковок под ними, ни шпиля, ни даже самого верхнего маленького яруса колокольни на ней уже не было. Церковь очень нуждалась в ремонте, хотя бы косметическом. И, несмотря на это, она была очень красивой. Какой же звериной ненавистью и лицемерием надо было обладать фашистам, чтобы решиться уничтожить такое чудесное культовое здание, и это в то время, когда на пряжке ремня каждого немецкого солдата было написано: «Бог с нами»?

После изгнания немцев люди начали возвращаться на свои пепелища, кто из лесов, где прятались от фашистов, а кто – после окончания войны – из Германии. Понемногу начали строиться. Государство давало ссуды. В итоге город воскрес. И первым возродившемся в городе храмом, и пока ещё единственным, оказалась церковь Покрова Пресвятой Богородицы. И вот уже более 10 лет горожане слышат теперь уже настоящий колокольный звон восставшей из руин Покровской церкви, которая перед самой войной без колоколов более недели звонила вопреки враждебному отношению властей ко всему церковному.

                                                                                                     Заново воссозданное основное здание Свято-Покровского храма (фото Коновалова Г.П.)

pokcerk

Так о чём же звонила церковь в то далёкое время?

Сейчас, пока ещё живы в памяти детали этого загадочного явления, хотелось бы понять его природу. Пока ясно только одно: первопричиной раскачивания скоб являлась работа тихоходного дизельного двигателя электростанции, поскольку звон был слышен только во время его работы. Но одним этим не удаётся объяснить всего происходившего. Почему, например, скобы раскачивались навстречу друг другу, и почему церковь начала звонить только осенью 1940 года? Очевидно, был ещё какой-то фактор, который появился только в предвоенное время. Определить его сейчас довольно трудно, прошло много лет. Нет не только тех самых скоб, но и всего довоенного здания Покровской церкви. Нет и электростанции, на её месте стоит жилой дом (улица Советская, д. 24/29). Предполагать можно многое: и коррозия скоб, и случайное застопоривание одной из них и изменение уровня грунтовых вод, что могло привести к изменению податливости почвы, и многое другое. Но всё это слишком надуманно и фантастично.

Из всех версий, по моему мнению, только одна достойна внимания. За последнее время сделано много открытий. Стали известны биотоки в организме человека, наличие у него ауры, предполагают наличие микролиптоновой энергии. А филиппинские хирурги только умственным напряжением и руками без скальпеля и каких-либо инструментов могут удалять опухоли внутренних органов человека, не травмируя его тела. Всё ближе подходят учёные к выводу, что мысль содержит материальную составляющую. Общеизвестны факты, когда некоторые экстрасенсы могут силой мысли передвигать предметы. Гражданин Израиля Ури Геллер, например, находясь на расстоянии более тысячи километров, посредством радиоволн, силой мысли сумел качнуть маятники некоторых бездействующих часов.

А теперь вернёмся в довоенную Жиздру. Время тогда было неспокойное. В Европе разгоралась война, набрал силу немецкий фашизм и уже без всякой маскировки вёл себя, как наглый агрессор. К этому времени Германия оккупировала Австрию, Чехословакию, Данию, Норвегию, Бельгию, Нидерланды, вторглась в Польшу, принудила капитулировать Францию. Наше правительство понимало всю опасность соседства с таким агрессором и всячески старалось отодвинуть западные границы подальше от наших городов и промышленных центров. Советский Союз присоединил Бесарабию (территорию нынешней Молдавии), Литву, Латвию и Эстонию. Наши войска захватили Западную Украину и Западную Белоруссию, а заодно и Северную Буковину, а затем напали на Финляндию и забрали небольшую территорию, находящуюся вблизи Ленинграда. Люди понимали и предчувствовали: пламя войны может переброситься и на нашу страну. Этого не скрывало и наше высшее руководство. В ту пору по центральному радио звучали такие песни: «Если завтра война», «Три танкиста», или песня со словами «…в воздухе пахнет грозой…». Тревогой наполнялись души людей. Надеялись, что наша Красная Армия защитит нас. Но война всегда приносила беды, гибель близких людей, резкое ухудшение жизни. Верующим очень не хватало возможности помолиться, попросить у Бога защиты, найти хоть какую-то надежду на избавление от надвигающихся несчастий. Естественно, мысли людей устремлялись к Покровской церкви, в которой сохранился иконостас с иконами, которая в своё время была освящена и не подверглась какому-либо серьёзному осквернению.

Думаю, что именно эти тревожные мысли многих жиздринцев воздействовали на раскачивающиеся от толчков электростанции скобы таким образом, что они колебались навстречу друг другу, соударяясь и создавая тем самым подобие колокольного звона.

Однако наша церковь относится с осторожностью к понятию о мысленном воздействии. Возможно это только потому, что всякие колдуны, сектанты и подобные им тёмные силы используют это воздействие в своих корыстных целях. С другой стороны, например, освящение воды - это не только опускание серебряного креста в воду, это ещё и коллективная молитва людей над этой водой. Святая вода и осеребрённая вода - это разные жидкости. Известно, что вода является носителем информации, и она, очевидно, воспринимает мысленное воздействие молящихся людей в процессе её освящения. Освящают не только воду, но и продукты, жилища.

Версия о мысленном воздействии на раскачивающиеся скобы хоть как-то объясняет физическую сторону этого таинственного явления. Вместе с этим, научно ещё не доказана возможность мысленного воздействия на предметы. Мне, по крайней мере, не известен ни один научный труд с таким доказательством. Поскольку на данный момент научного объяснения нет, нам остаётся считать так, как воспринимали подобные явления наши старшие поколения: это было чудо Господнее, это предупреждение Свыше о надвигающихся бедах, а также призыв к молитве, предсказание того, что наступит время и в храме будут свободно проходить богослужения.

И пусть на сегодня мы доподлинно не знаем истину. Это не так важно. Придёт время, ученые сделают новые открытия. Мы в большей степени избавимся от последствий атеистической пропаганды, которую навязывали нам в советские времена и начнём с должным уважением относиться к церковному учению, в котором заложена мудрость наших предков. Тогда и откроется истина чудесного жиздринского феномена. Главное сейчас - пока ещё можно встретить живых свидетелей этого явления - не забыть о нём. Надо, чтобы об этой загадке стало известно широкому кругу людей, подобно тому, как это произошло, например, с Тунгусским метеоритом, о котором вот уже более ста лет люди помнят, изучают, спорят, доказывают.

Но какой бы истина ни оказалась, уже сейчас ясно одно: место, на котором стоит Покровская церковь, это знаковое место, намоленное многими поколениями жиздринцев, живших здесь с древних времён и живущих сейчас, доброжелательных, трудолюбивых, с открытой душой. Оно впитало в себя энергетику этих людей. Это место - центр духовности города. Это - достояние Жиздры, а Жиздра в значительной степени является необычным населённым пунктом.

Может быть, именно это обстоятельство помогло городу не исчезнуть с лица земли, а перенести все свалившиеся на него тяготы, и возродиться после полнейшего его разрушения.

Жиздра – Москва, 2008 год

Поиск

© Сайт Свято-Покровского храма г.Жиздры. Все права защищены